Куклы и игрушки: старые и новые

Опубликовано 22.05.2019, автор "Модный свет" 1915 год

Для ребенка кукла не представляется мертвой - она видит и слышит, с ней можно беседовать, и стоит ей захотеть, она заговорит, она живая. В каждую куклу ребенок вкладывает частицу своей души, в каждой живет крупица собственного его маленького "я", зародыш живой его весны, и чем более неуклюжи деревянные эти чурбаны, чем беспомощные представляются маленькие уроды из папки, кожи и морской травы, тем легче они одушевляются. Чем далее они от природы, тем кажутся натуральнее, чем далее от жизни, тем жизнеспособные. Это вроде того, как бывает с некоторыми театральными декорациями, если они черезчур натуральны, то убивают природу, и для фантазии зрителей не остается более места. Все куклы королевы Виктории заурядные деревянные куклы с подвижными членами. Ни одна из них не может быть отнесена к разряду художественных изделий. Ни одной спящей или говорящей куклы, ходящей или "пьющей", которой можно влить внутрь целую бутылку молока, ни одной "кланяющейся утвердительно и мотающей головой отрицательно" в коллекции королевы нет.

В этом отношении искусство доведено теперь до высокой степени. За блестящими выставочными окнами раскланиваются белокурые и шатеновые ангельские головки, стоящих страшных денег. Они вращают глазами, анатомически правильно двигают руками и ногами, и близки к жизни. Раздетая куклапредставляет кожаную фигуру, с круглыми бедрами и полной грудью. Теперь есть даже фонографические куклы, с механизмом внутри, с помощью которого время от времени они произносят целые тирады.

Характерной игрушкой нашего времени является научная игрушка. Мы видим в детской комнате насосы, прессы, локомотивы, электрические машины, гальванопластические аппараты, конно-железные дороги, стереоскопы, автоматы всех видов. Последний рабочий располагает теперь возможностью подарить своим детям механические произведения искусства, стоящие гроши, тогда как прежде в продаже их не существовало вовсе и они лишь за большие деньги были доступны детям высокопоставленных особ. Об одном из таких "чудес" былого времени рассказывается в переписке Гримма и Дидро. Георг де Пентьевер поднес своей внучке, принцессе Орлеанской (дочери Филиппа Справедливого), подарок на Рождество. Это был небольшой нарядный дворец. При нажиме на одну кнопку открывались все окна и в каждом из них появлялась прелестная, разодетая кукла. Эта игрушка была послана принцессе в монастырь Bellechasse, где она воспитывалась, и заинтересовала там всех благочестивых сестер, которые собирались, чтобы посмотреть на чудесный дворец. В особенности подробно изучала эту игрушку одна молодая монахиня,которая в конце концов нашла вторую кнопку, назначения которой никто не знал. Она нажала на нее пальцем и - о, ужас! Прелестные куклы исчезли и мгновенно заменились страшными харями дьяволов. Негодованию не было конца, но даже воспитательница принцессы не могла удержаться от смеха по поводу шутки, разыгранной над благочестивыми монахинями.

Из года в год сотни людей всячески стараются изобрести новое по части игрушек. Нередко одна какая-нибудь идея создает целое состояние. Так, один простой рабочий, благодаря счастливой идее, в несколько лет сделался миллионером. Дело шло о применении коробок из под сардинок. Рабочий, работающий на одной игрушечной фабрике, в один прекрасный день явился к своему хозяину с предложением помочь ему в новом большом предприятии на половинные барыши. Хозяин принял его условия, и рабочий вытащил из кармана старую коробку из под сардинок и объяснил, что из нижней пластинки он выдавил воина на коне, а боковые намеревался употребить на сооружение маленьких железнодорожных и конно-железных вагонов, велосипедов и т.п. вещей. В настоящее время эта фабрика, на которой работает 200 рабочих, производит ежегодно 2 миллиарда игрушек из старых коробок из под сардинок, для обработки которых их приходится лишь пропустить сквозь огонь. Любопытно, что этот дешевый материал, по прежнему, доставляется на фабрику парижскими ветошниками, а в домах помянутые коробки выбрасываются в мусор, как ненужные.

Другая, не менее драгоценная идея, заключалась в изготовлении кукол из каучука. В мире игрушек царит та же борьба за существование, как и во всем мире. Одна игрушка вытесняет другую, исчезает и снова появляется, смотря по тому, за которой из них остается победа в погоне за благосклонностью маленьких потребителей. Некоторые новости живут всего несколько дней, так, например, ужасная игрушка "Kri-kri". Но среди изменчивости моды, две игрушки победоносно сохраняют свое место, - это кукла и плясун. Последний доставляет удовольствие во всех детских в прежнем простейшем своем виде, но кукла, копируемая с женщины, очень изменилась. Она говорит теперь "папа" и "мама", у нее целый ассортимент белья и платьев на разные случаи, есть фортепиано, она закрывает и открывает глаза, не говоря уже о других искусствах и ловкости. Ее научили ходить, и такие куклы даже и стоят теперь, сравнительно, очень недорого. Наряжают кукол-детей, как настоящих бебешек. Куклы, изображающие взрослых, носят бархат и шелк, шляпы по последней моде и со страусовыми перьями. Наше время - время "роскошных кукол". Будущий век, быть может, принесет с собой "эмансипированную куклу". Но кукла удержит за собой свое место и до конца будет царить среди всех остальных игрушек. Кукла была найдена под развалинами Геркуланума и Помпеи и будущие миллиарды маленьких девочек впредь до бесконечности будут наряжать и укачивать ее детскими сладостными колыбельными песнями.

Комментарии: 0

Пока нет комментариев



Все поля обязательны к заполнению.

Перед публикацией комментарии проходят модерацию.